Вход в личный кабинет

Круглосуточный реабилитационный центр для 85% сточных вод Екатеринбурга – Южная аэрационная станция. В глубинах Химмаша, на левом берегу Исети раскинулась обитель большинства городских стоков.

 

pv UAS 00

 

ЮАС, как и ее северная сестра, была введена в эксплуатацию в 1975 году, однако по праву считается главной — по площади она в разы превышает северную зону. На 70 гектарах раскинулись 12 отстойников и 11 аэротенков, с помощью которых система ежедневно очищает по 550 тысяч кубометров сточных вод.

  

Южная станция — объект режимный, огражденный высоким забором. Однако явным признаком того, что мы у цели, стал не КПП, а запах сероводорода — здесь он не только характерный атрибут полезного для города процесса, но и невидимый охранник: случайный гость на территории станции продержится недолго.

 

История Южной аэрационной станции неразрывно связана с магической цифрой «4»: здесь работают четыре технологических участка, уже в четыре раза уменьшились затраты на электроэнергию, во столько же раз с начала модернизации сократилось количество персонала цеха механического обезвоживания, объясняет Евгений Лузгин, начальник ЮАС.

 

Стоки на южной станции очищают механически и биологически. Ветераны «Водоканала» припоминают, что когда-то всю грязную работу выполняли женщины: лопатами они разгребали крупный мусор и отходы, прибывшие из канализации. Сейчас за дам этим занимаются механические автоматизированные решетки.

 pv UAS 01

Решеты ЮАС

Дышать полной грудью здесь не выйдет: под крышей решетки справляются с самой неэтичной частью работы. Стержни, ширина прозора между которыми всего 8 миллиметров, задерживают крупные отходы. Ежедневно решетки удерживают до 5 кубометров крупного мусора, остальное вместе с водой уплывает в песколовки.

Любовь Золова / ведущий инженер-технолог ЮАС

Относительно опрятный вид и запах стоки получают после первичных отстойников: 12 огромных колодцев глубиной по 4 метра каждый в два ряда раскинулись вдоль территории станции. Металлические зубья по краю отстойников сдерживают мелкий мусор и жировую пленку, а далее уже осветленная сточная вода уходит на биологическую очистку активным илом.

 

На ЮАС работают 11 аэротенков: каждый перерабатывает по 20,5 тысячи кубометров стоков. В аэротенках стоки проходят очистку илом. Для жизни ила и для поддержания окислительных процессов, а также для перемешивания субстанций в аэротенки подается воздух. Любовь Золова рассказывает, что из 11 секций аэротенков уже удалось апгрейдить две — на пятом и шестом коридоре заменены аэрационные системы (трубы для подачи и распределения воздуха).

 pv UAS 02

Аэротенки ЮАС

Глубина каждого коридора — 4 метра, а длина — 114 метров. По трубам в аэротенки поступает воздух, помогая илу непрерывно чистить стоки. Далее иловая смесь оседает в первичных отстойниках, и оттуда ил идет обратно в аэротенки, а очищенные стоки — в контактный канал, на финальную стадию обработки.

Мы приближаемся к контактному каналу, где сточная вода пропитывается хлором. Из трубы обеззараженная жидкость вытекает в озерцо, в котором ей предстоит бултыхаться по меньшей мере четыре часа — именно столько времени нужно хлору для ее обеззараживания. Смрадный запах стоков сменяется на больничный. Кажется, в этот момент понимаешь, что бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет ручей и как сточная вода настаивается перед выходом в Исеть.

На литр сточных вод после обработки остается 1,5 миллиграмма хлора, с таким нехитрым химическим составом вода попадает в Исеть. Пока мы пытаемся отдышаться, сопровождающий нас инженер-технолог Александр Кошкаров не без гордости констатирует: из «Водоканала» в городскую реку попадает вода чище, чем в самой Исети.

 pv UAS 03

Контактный канал ЮАС

Последняя, но важная зона ЮАС — цех механического обезвоживания, с которого и началась масштабная модернизация станции. Сюда поступает сырой осадок, который образуется еще в первичных отстойниках и собирается в илоуплотнителе. «Все, что осело и всплыло, тут сгущается и обезвоживается», — переводит инженер с профессионального языка на потребительский.

Александр Кошкаров, инженер-технолог ЮАС

 

Перед модернизацией в цехе работали доисторические вакуум-фильтры: машины капризничали и выдавали сырой осадок, который с трудом удавалось транспортировать и утилизировать. Для сравнения: если раньше влажность осадка с 95% снижалась до 85%, то сейчас — до 70%.

 pv UAS 04

Цех механического обезвоживания ЮАС

Караваны грузовиков увозят переработанную грязь и мусор большого города на полигоны ТБО — в этой точке Южная аэрационная станция прощается с одними отходами и встречается с новыми, ведь ее работа циклична. Малейшая остановка в цехах приведет к армагеддону: то, что горожане отпустили, вернется к ним обратно. Чтобы этого не случилось, «Водоканал» ведет непрерывную модернизацию ЮАС. На полное совершенствование станции уйдет 10 лет.

Весь цикл статей о работе Водоканала:

CityAsClock

Город как часы

Волчихинское водохранилище и шлюзы

FilterAndDisinfect

Отфильтровать и обеззаразить

Западная фильтровальная станция

CityPumping

Прокачать этот город

Насосные станции

FatAsCrime

Жир как преступление

Устранение засоров

FutureOutOfWaterPipes

Будущее из водопровода

Роботы на страже воды

HimmashCleaning

Зачистка на Химмаше

Южная аэрационная станция

NorthDirection

Идем на Север

Северная аэрационная станция