Вход в личный кабинет

 Совместный проект МУП «Водоканал» Екатеринбурга и ЕТВ рассказывает все самое важное о сложнейшем городском механизме — системе водоснабжения. 

pv watch 01

Московский тракт на 30-километровом отрезке от Екатеринбурга до Первоуральска — место не очень живописное. Окрестности загруженной днем и ночью кишащей машинами трассы вдоль и поперек испещрены дачными поселками, кооперативными садами, базами отдыха. Но если съехать с трассы возле одной из многочисленных придорожных забегаловок, углубиться в чащу и проехать пару километров по выглядящей заброшенной дороге с довольно забористыми горками. А там, как в старых сказках, взглядам внезапно открывается первый рубеж, который проходит текущая из наших кранов вода.

 

Мало найдется в России городов-миллионников, судьба водоснабжения которых была бы так же сложна, как в Екатеринбурге. Расположенный в горах уральский мегаполис вынужден довольствоваться скромными ресурсами рек Чусовой, Исети и Уфы. Они наполняют несколько водохранилищ: Нязепетровское, Верхне-Макаровское, Волчихинское, Верх-Исетское и Ново-Мариинское. 

Основные для Екатеринбурга — Волчихинское (объем 82 млн м3) и Верхне-Макаровское (объем 50 млн м3), которые питает Чусовая — ранее судоходная, но теперь обмелевшая настолько, что местами ее можно спокойно перейти вброд.

За последние 30 лет город ни разу не испытывал глобальных перебоев с водоснабжением, поэтому редко кто задумывается, какие усилия приходится иногда прилагать, чтобы сохранить водопроводный статус кво. Например, если из-за малого количества осадков усилий Чусовой для нормального напора в кране не хватает, воду в нее с помощью мощных насосов гонят аж с реки Уфы, с Нязепетровского хранилища. А это минус от 2 до 4 млн руб. за каждый день работы насосной станции. 

 

От точки входа воды в водоканал (рыбозащиты) до гидротехнических сооружений, где воду очищают от крупного мусора и рыбы — 11 км живописной проселочной дороги, часть которой пролегает прямо по берегу Волчихинского водохранилища. Это водоохранная территория,  что, впрочем, не мешает сновать туда-сюда через канал владельцам близлежащих огородов и квадроциклов. Больше того — в канале заводится рыба, что привлекает рыбаков. Течение здесь очень мощное, свалиться в воду просто, а выбраться — не очень, но это мало кого останавливает. Например, в 2013 году, по словам начальника цеха гидротехнических сооружений Сергея Дмитриева, сотрудники службы безопасности «Водоканала» поймали здесь 800 нарушителей. 

 

Но вернемся к рыбозащите. Это плотинообразное сооружение с сетчатыми барьерами, опущенными в воду и останавливающими наиболее крупный мусор и рыбу, которые водятся в Волчихинском. Сетки периодически чистят. 

pv watch 02

Рыбозащитные сооружения/фото ЕТВ

Еще одна особенность Екатеринбургского водоканала — открытая схема подачи воды на шлюзы. Это было нетрадиционным решением даже по меркам 1970-х гг., когда строился канал  (между прочим,  проект канала разрабатывался группой под руководством Наины Ельциной). Вообще-то вода из водохранилища должна сразу после первого барьера идти дальше по трубам. Но, согласно распространенной байке, при проектировании нашей системы водоснабжения труб на это не хватило. А сегодня, хотя мы и край металлургии и один из крупнейших трубных регионов страны, миссия переделки канала невыполнима. Для этого потребуется шесть 11-километровых водоводов диаметром 1,4 метра каждый. Атомные расходы,в текущей ситуации просто неподъемны. Проще постоянно чистить канал от рыбы, деревьев и шуги.

 

Рядом с новым каналом — старый, построенный еще в 40-х гг., длиной 6,5 км. Он снабжает водой поселок Северка и Верхне-Исетское водохранилище.

pv watch 03

Старый канал.С 1940-х до 1970-х гг. снабжал водой весь Екатеринбург. После постройки нового канала его перевели на водоснабжение Северки/фото ЕТВ

Следующее сооружение на канале — головной шлюз-регулятор. Здесь в зависимости от запросов города регулируется объем передаваемой воды за одну секунду. Соблюдать баланс важно, потому что слишком сильная подача может привести к переливу воды из канала, а слишком слабая — к недостатку воды на фильтровальных станциях. 

Конечная точка перед перегонкой воды на Западную фильтровальную станцию — шлюз-регулятор № 3, где с десяток стоящих в два ряда машин фильтруют воду мелкими сетками. Глубина канала здесь — 9 метров, но вода плещется всего в трех метрах от поверхности. 

pv watch 04

Водоочистные машины очищают от крупного мусора перед подачей воды на фильтровальную станцию/фото ЕТВ

Здесь вода очищается от крупного мусора — палой листвы, тины, рыбы,деревьев, которые попадают в канал. Все машины меняются или капитально ремонтируются раз в 10-15 лет. Закупают водоочистные машины на пермском заводе. Есть, конечно, немецкие аналоги с корпусами из нержавейки, но их цена  — 40 млн руб. за машину.

Начальник цеха ГТС Сергей Владимирович Дмитриев

 Самое сложное — когда наступает пора шуги, мелкой ледяной каши. Машины останавливаются, все забивается льдом. В этот период весь персонал цеха работает изо всех сил, стараясь как можно лучше и быстрее удалить лед с водоочистных агрегатов.

То, что происходит с водой после цеха гидротехнических сооружений, для пытливого взгляда уже не столь интересно. Вода заводится в трубы и идет дальше,на Западную фильтровальную станцию и на Головные сооружения водопровода. 

pv watch 05

 

Весь цикл статей о работе водоканала

CityAsClock

Город как часы

Волчихинское водохранилище и шлюзы

FilterAndDisinfect

Отфильтровать и обеззаразить

Западная фильтровальная станция

CityPumping

Прокачать этот город

Насосные станции

FatAsCrime

Жир как преступление

Устранение засоров

FutureOutOfWaterPipes

Будущее из водопровода

Роботы на страже воды

HimmashCleaning

Зачистка на Химмаше

Южная аэрационная станция

NorthDirection

Идем на Север

Северная аэрационная станция